Александр Левенталь
ЭМИССАР КАМНЕРЕЗНОГО ИСКУССТВА
Осенью 1990 года в Юсуповском дворце, проходила вторая выставка творческого объединения «Пластика в камне». Там я впервые увидел работы Славы Тулупова. Мое внимание сразу привлекла отделка поверхности камня, из которого были вырезаны эти статуэтки. Пантера из серебристого обсидиана была отполирована до состояния текущей воды, не менее ярко сверкала улитка из двухслойного агата. Я не любитель чрезмерно отполированных вещей, но в данном случае только такая фактура придавала силуэту фигурок четкую завершенность и почти дизайнерский лаконизм. Позже, познакомившись с автором этих работ, я понял причину использования подобного пластического приема. Оказалось, что Слава Тулупов по образованию архитектор.
Мой коллега родился в Санкт-Петербурге, а это уникальная возможность для художника-камнереза понять сущность города-музея, вобрать в себя его строгий, и в то же время изощренно-изысканный стиль. Этот шанс, как мне кажется, мастер полностью реализовал в своем творчестве. Закончив архитектурный институт, Слава два года работал по профессии, но внезапное увлечение ювелирным делом фактически становится его второй специальностью. Новое дело стало началом его пути как художника ювелирно-пластических форм. Уже тогда, в 80-х годах прошлого века, он представлял свои работы на нескольких выставках декоративно-прикладного искусства.
|
Подробнее...
|
Ольга Попцова
МИССИОНЕР ОТ КАМНЕРЕЗНОГО ИСКУССТВА
Мир полон случайностей, которые в конечном итоге оказываются закономерностями. Резчик по камню, художник Александр Левенталь родился на той самой Казанской улице, где в начале 20-го века располагалась художественная мастерская Хенрика Вигстрема, одного из самых значимых мастеров фирмы Карла Фаберже…
И семья Саши Левенталя, коренного петербуржца в нескольких коленах, тоже располагала к художественным занятиям. Дедушка—ювелир-часовщик, работал в 30-е годы в бывшей мастерской Павла Буре. Отец—геолог, факт характерный для многих резчиков по камню. У Александра Веселовского, Сергея Станкевича, Александра Корнилова отцы тоже занимались геологией.
После школы Александр пошел учиться в реставрационное училище ?61, где в 1975 году начал резать мраморные плакетки на античные темы и первые камеи на морской гальке. А в 1976 году отец привел Александра в студию керамики при доме культуры «Кировец». Здесь будущий мастер нашел своего первого учителя Алевтину Воронову, которая дала ему уроки художественно-пластической грамоты. В студии у Вороновой он много занимался портретом, работал с натурой. Не случайно дипломной работой в училище стал портрет Александра Пушкина, к сожалению, так и не переведенный в мрамор.
|
Подробнее...
|
Антон Ананьев
МАСТЕР, НЕ ИЩУЩИЙ ЛЕГКИХ ПУТЕЙ…
В самом конце лета 1997 года, в мастерскую «Эболи», где я работал в то время, пришел новичок—крепкий парень ростом выше среднего. Был он молчалив, держался настороженно и сообщил нам при знакомстве лишь то, что зовут его Александром Веселовским, а в мастерскую он пришел учиться ювелирному делу. Вот так судьба свела меня с человеком, с которым мне было суждено работать бок о бок последующие одиннадцать лет и делить пополам как ожидающие нас успехи, так и неудачи…
Долго в учениках ювелира Александр не засиделся. Как оказалось, ему на роду было написано стать резчиком по камню, поскольку отец его был геологом со всеми, как говорится, вытекающими отсюда последствиями. И уже через пару месяцев Александр оказался за соседним рабочим столом. Надо сказать, что мастерская «Эболи» в те годы была прекрасной школой для начинающего мастера. Требования, которые тогда предъявлялись в ней к качеству готовых изделий, наверное, были выше, чем где бы то ни было в Петербурге. Именно эта высоко поставленная планка мастерства и позволила не только мне и Александру, но и многим другим мастерам, работавшим в «Эболи» в 90-е годы, стать настоящими профессионалами своего дела.
|
Подробнее...
|
Александр Левенталь
МАСТЕР МИНИАТЮРЫ
Летом 1990 года в подвал Кунсткамеры, где находился офис нашей фирмы «Пластика в камне», пришел, чтобы показать свои работы, молодой парень. Вещи не вызвали особого восторга–уж очень они по стилю напоминали сувениры объединения «Русские Самоцветы». Так что вопрос о приеме на работу автора этих произведений повис в воздухе. Еще раз внимательно посмотрев качество резьбы в композиции «Кошка и попугай», я предложил все-таки принять нового кандидата в нашу фирму. Меня поддержало еще несколько человек, и Геннадий Пылин стал членом нашей команды. Поначалу Гена не блистал особыми способностями.
Даже на фоне камнерезной анималистики того времени его работы выглядели бледно. Взглянув как-то на статуэтки «Летучая мышь» и «Крыса», я сказал своему коллеге Сергею Станкевичу, что абсолютно уверен–из Гены Пылина никогда не выйдет приличного резчика. В своей жизни я нередко ошибался в своих суждениях о людях, их достоинствах и недостатках. Но такой чудовищной ошибки в оценке возможностей конкретного человека не допускал никогда. Наверное, именно этот случай навсегда отучил меня от торопливых и категоричных заявлений по поводу способностей кого бы то ни было.
|
Подробнее...
|
Сергей Шиманский
НЕСКОЛЬКО ГРАНЕЙ ОДНОГО ТАЛАНТА
Да простят меня историки искусства за произвольное воспроизведение цитаты из высказываний Леонардо да Винчи (запамятовал, знаете ли, дословно). В одном из писем, перечисляя свои таланты и возможности, он указывал: "… могу строить и проектировать, рисовать, музицировать, быть устроителем праздников, а также живописать". Потрясает многознаковость таланта. Ведь не только такие "корифеи", как Леонардо и Микеланджело, Бернини и Рафаэль, но и художники "помельче" могли похвастать творчеством в различных отраслях искусства. Эпоха Возрождения создала потрясающий феномен, который принято называть "ренессансной личностью". В основе "творческой деятельности такого типа лежит категория "варьета" (разнообразие)" (© Сергей Даниэль. "Гений наблюдения"). Пластика и архитектура, живопись и графика, музыка и поэзия. Виды искусства, различные жанры его не являлись оковами, а напротив, давали возможность художникам расширить рамки своего таланта. Эта "универсальность", "многопрофильность" позволяет нам сегодня иметь представления о "человеке Эпохи Возрождения". К сожалению, последующее развитие истории способствовало лишь увяданию этого явления.
|
Подробнее...
|
Сергей Шиманский
АЛЕКСАНДР КОРНИЛОВ :
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ МОЕГО СОВРЕМЕННИКА
С Александром Корниловым я знаком с 15-летнего возраста. Познакомились мы на Западной Украине, в г. Львове, при поступлении в училище прикладного и декоративного искусства. Александр родился и вырос в семье геолога, преподавателя Львовского Университета. Судьба Саши с детства была очень сложной. Еще маленьким мальчиком, в 9-летнем возрасте, он остался жить только с отцом, но в какой атмосфере? Когда впервые я попал в эту 14-метровую однокомнатную квартиру в 2-этажном доме 17-го века в самом центре Львова я был шокирован. Шикарная библиотека в 2 тысячи томов, посвященных искусству, коллекция раковин на стене, коллекция холодного оружия и, как венец всех этих богатств, – умопомрачительная коллекция минералов из разных месторождений Урала. Начиная с 12 лет, Саша каждые летние каникулы проводил с отцом на месторождениях в Средней Азии и на Урале. Ему было предначертано стать камнерезом и он им стал.
|
Подробнее...
|
|
|