Голосование
Полезные ссылки
- Ошибка
1 Сизиф 2007 |
Антон Ананьев ЯИЧНИЦА ДЛЯ УОРХОЛА
Основным, а вернее сказать единственным источником вдохновения для художников, избравшим поп-арт в качестве средства самовыражения, как раз и являлись образцы массовой культуры - реальности, которую породили и питали телевидение и супермаркеты. Художник в поп-арте становился как бы вторичен – он изображал объекты, уже изображенные и массово растиражированные гигантской индустрией промышленности, рекламы и масс-медиа. Он изображал вещи в буквальном смысле слова, причем вещи, уже вошедшие в повседневную жизнь потенциального зрителя. Крупнейшие мастера поп-арта – такие, как Энди Уорхол или Рой Лихтенштейн, сделали главными героями своих произведений пачки сигарет, бутылки Кока-Колы, комиксы, гамбургеры и другие культовые для обывателя ценности. Хорошей иллюстрацией является одна из известнейших работ Уорхола – “32 банки томатного супа Cambells”. Догадываетесь, что на ней было изображено?
Поп-арт быстро получил признание, продаваясь за огромные суммы на аукционах и попав в музейные экспозиции. Меккой нового течения стали Соединенные Штаты Америки – современный потребительский рай. Впрочем, старушка Европа тоже вскоре отдала ему должное. Человеку, далекому от искусства, вся эта история напоминала колоссальную аферу, причем проделанную с хорошим чувством юмора. На самом деле поп-арт не был ни грандиозной шуткой, ни не менее грандиозным мошенничеством. Он был лишь попыткой выхода из тупика, в котором оказалось искусство к началу 60-х годов прошлого века. Являясь продуктом симбиоза обывательского пафоса и высоколобой иронии, поп-арт наилучшим способом фиксировал ценности общества потребления, возводя их в ранг произведений искусства. Для полного понимания он требует рассмотрения с точки зрения семиотики - как некая система знаков… Но не буду утомлять читателя. Поп-арту посвящено множество искусствоведческих трудов и интересующиеся могут найти там ответы на все свои вопросы. Я же в заключение лишь скажу, что через полтора десятка лет после своего возникновения поп-арт исчерпал себя и попал в разряд классики, а искусство оказалось в новом тупике… Встает резонный вопрос – какое же отношение вся эта галиматья имеет к камнерезному искусству? Ведь, казалось бы, хроническое отставание от искусства с большой буквы гарантирует отсутствие в обозримом будущем каких либо тупиков, в которые искусство камнерезное могло бы упереться. Какой уж тут поп-арт, мы и с модерном еще не разобрались… Однако ряд работ Сергея Смыслова иначе чем поп-артом и не назовешь.
Февраль 2007 г.
|