Голосование
Полезные ссылки
- Ошибка
1 Сизиф 2008 |
Антон Ананьев ФОРТОЧКА В ЯПОНИЮ С образом каждого крупного города на нашей планете связаны определенные стереотипы. Так, например, почему-то считается, что в Лондоне всегда стоит туман. А на улицах Калькутты слонов чуть ли не больше, чем местных жителей. Не избежал подобной участи и наш родной город.
Самым выраженным чужеземным влиянием окажется влияние Востока, а не Запада. Главным источником образного и тематического импорта для камнерезного искусства Санкт-Петербурга служит прежде всего Япония с ее специфическими традициями в изобразительном искусстве. Работ, несущих на себе отпечаток культурного влияния нашего дальневосточного соседа, за последние несколько лет сделано до неприличия много. Настолько много, что это уже не может быть случайностью. То, что было бы неудивительно, скажем, для Владивостока или Хабаровска, для города на Неве кажется как минимум странным. Вот на Урале, где не менее развита обработка цветного камня, явственного «японского следа» не наблюдается. Это притом, что расположен Екатеринбург на пару тысяч километров восточнее. Как объяснить этот феномен? Можно конечно вспомнить, что ряд петербургских «классиков от камнерезки» вроде Станкевича, Пылина или Морозова изначально неровно дышал к Японии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Их интерес не замыкался на использовании общих мотивов и композиционных построений у нэцки, и включал в себя, кроме всего прочего, любовь к поэзии Басе и увлечение восточными единоборствами. Однако при всем моем уважении к этим художникам я не стал бы переоценивать их влияние на камнерезную среду Петербурга в целом. А за множеством других мастеров, отдавших за последние годы обильную дань традициям страны восходящего солнца, подобных слабостей и вовсе замечено не было.
Или, быть может, дело в том, что «все японское сейчас модно»? Именно такими словами охарактеризовал ситуацию один мой знакомый, человек не очень культурно развитый, но предприимчивый, пытаясь пристроить у нас в мастерской заказ на партию букетов-сакур. Но «модно» то сейчас далеко не «все» и не только «японское»… Говорят также, что геополитические магнитные полюса в пос-леднее время неуклонно смещаются с Запада на Восток. Куль-турные приоритеты, следовательно, тоже меняются. Но в мировые гегемоны прочат все-таки Китай, а не Японию. Да и сказать, что камнерезы Петербурга чутко реагируют на перемены столь глобального характера, наверное, все же нельзя…
В общем, не то что исчерпывающих, а даже удовлетворительных объяснений тому, что резчики по камню в самом «прозападном» городе России с вожделением оглядываются на Восток, нет. С уверенностью, пожалуй, можно сказать только одно–Петербург, конечно, «окно в Европу». Но вот форточка в этом окне, повидимому, открывается все-таки в Японию... Февраль 2007г.
|